Архаико-модерн.

Откуда такой стиль.

На границе парадигм общественной мысли видно сквозь разломы времён… 

Прошлое раскрывается ярким цветком невероятных тонов и очертаний,  потому что сегодняшний день не даёт ощущения полнокровного настоящего.

Всё в Прошлом: и Традиция, с её магией, и Авраамизмы, с их скрижалями, и Модерн, с его наукой. И всё это архаично, и чем оно архаичнее — тем полнее и живее, тем глубже в нём тайна, тем больше ему веры.

Однако «сегодня» всё же присутствует, как установленный порядок (беспорядок — ?) вещей, как нечто сложившееся, привычное, с чем страшно расстаться. Уж раз как-то дожили до этого дня — ничего не попишешь… Тянуть лямку безвременья — надо ж кому-то…

Как же плоское, дробное сегодняшнее сделать объёмным, цельным Настоящим? Видимо, есть возможности. Может впрыснуть ему дозу Прошлого? Может, это рас-творит его бледную компьютерную личину, может за ней расцветёт — хотя бы бодрая, бойкая рожа?..

Мы — «честные контрабандисты». Таскаем Прошлое в сегодняшний день.

Мы — простодушные Незнайки. Мыслью, карандашом и топором прописываем недопроявленное.

Мы — поздно живущие идальго. Полагаем, что раз так было, значит так тому и быть.

3. Архаико-модерн. Новое Старое — русское деревянное зодчество

АРХАИКО-МОДЕРН ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ
I. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Почему так назвали
В эпоху пост-модерна всё, что было — перестаёт считаться только прошлым, теперь это забавная древность, уморительная архаика, нелепый примитив.
Модерн, терминологически тоже став архаикой, сохраняет всё же словесное содержание. Сочетание двух терминов (причём термин «модерн» имеет два значения) и двух слов — даёт многослойный набор годных смысловых нюансов.
В принципе архаико-модерн синонимичен более простому «новому старому».

С чего начинаем
Любую вещь начинать следует с осознания перво-функции и перво-смысла. Возможно мы, нынешние, и не способны добраться действительно до самых начал, но каждый раз следует стараться это делать. Чем глубже проникнем, тем вероятнее получим нестыдный результат.

Ряды фундаментальных образов
В основу архитектуры архаико-модерна мы полагаем ряды фундаментальных символических образов.
I. Священный огонь — Священное древо, Священная роща — Священная гора
II. Скальный останец — менгир — столб — дымник, пинежский элемент, печной стоб — кладбищенский голубец — парные столбы трапезных — столбовые крыльца, гульбища
III. Пещера — дольмен — трилит — …
       — скруглённые дверной и оконный косяки, воротный косяк с подкосами
       — очаг, печь — сруб с накатной крышей и дверным проёмом
       — голбец — домовина
Кроме того, большое значение представляют завершения традиционных сооружений, также образующие преемственные ряды.
1. Шатровый шалаш — шатровый храм
2. Односкатный шалаш — двускатный шалаш — избяное завершение (консоли, курицы, потоки, охлупень)
3. Русская глава — куб — бочка
…Все эти образы постоянно в работе у архаико-модерниста, к ним добавляются новые, идёт «возгонка» и «конденсация», прибавляет веса «сухой остаток».

Масса и пространство
Архитектура задаётся взаимодействием массы и пространства, которые в некоторой степени соответствуют II-му и III-му рядам вышеуказанных фундаментальных образов. Их соотношения различны для разных цивилизаций, народов, времён, государств, стилей.
Пытаясь вывести простую прогрессивную последовательность в этом вопросе, получим: диктат массы при функциональном значении пространства –> диктат пространства при конструктивном значении массы –> подмена и того и другого конструктивной функциональностью возводимых объёмов.
Стиль архаико-модерн идёт по направлению регресса, к новому старому осмысленному видению массы в сквозном (внешнем и внутреннем) пространстве.
Он не ставит архитектуру на пьедестал, вынося за скобки природного мироустройства, а, наоборот, снова видит Природу, Прошлое — силится подняться до их эпической высоты.

Гравитация
Часто слышно, — архитектура возносится, архитектура борется с земным притяжением, зримо противостоит гравитации…
Для нас гравитация — данность, и физическая, и символическая; свойство, присущее Земле. Архитектурное сооружение большей частью своего объёма отдано в её власть. Однако небезраздельно. Крыши, кровли, завершения -принадлежат уже небесной сфере. И каждая часть демонстративно показывает свою принадлежность: сруб оплывает вниз, балки прогибаются под собственной тяжестью, а кровля, охлупни, главки — приобретают динамизм, стремятся вперёд, ввысь.
Пограничье сфер влияния Земли и Неба — проблемная зона, область прорывных решений.

Масштабность
Неточное соответствие человеку и соразмерность Древу, Огню, Идее — очень важно для архаико-модерна. Человек должен слегка приноравливаться к миру традиционных ценностей. Всё-таки любое сооружение — храм, а человек в нём — жрец или прихожанин. Что-то оказывается высоковато, иное чересчур выпукло или гротескно… Ну так что ж, вернитесь хоть на краткое время в лес, тоже, пожалуй, не всё покажется созданным «для человека»!..

Внешний вид, фасады и план –
— тесно связаны. Часто мы говорим: всё задаётся планом, хотя сплошь и рядом свежий образ фасада диктует план. Диктует, но не с любого места…
Фасады и планы — как мужья и жёны — иногда верные, иногда не очень. Они во взаимодействии: то подстраиваются, то перечат. В обоих случаях — это Жизнь, которую надо чувствовать и которой, подчас, — наслаждаться…
Как бы то ни было, для рождения внешнего вида есть на сегодня два пути: углублённо-научный — по образцам сохранившегося и реконструкциям, — и эпически-сказочный, когда верность находки подтверждается мягким узнаванием, признанием непосвящённого.
Планы также указываются старательным прочтением Традиции (или голосом привычности) — и неким прозрением в тематическом русле.
Почти никогда фасады и планы не бывают известны заранее, они возникают заново, на более или менее великую радость родителей…

Нелекальная ассиметрия
Стиль модерн прививает чувство красоты точно выверенной ассиметрией, рафинированной лекальной кривой линией, изощрённым взаимодействием внешних и внутренних объёмов. Всё это дивно… Одна беда — слишком точно, слишком чисто… Архаико-модерн внимает ассиметрии иного рода: скальной формы выветривания, древа-во-поле, народного зодчества. Такая ассиметрия жёстче, грубее, правдивей.

Очаг внутри помещения
Русская печь, иная печь, камин — отсылают нас во времена былинные, когда назначение их было также далеко не сегодняшнее. Огонь окружали навесом и стенами не с целью отопления и создания атмосферы уюта. Удобство доставляли не людям, — а именно чудотворному огню. Именно он — главный насельник, главное действующее лицо, божество., — в созданном для него архитектурном пространстве.

II. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СПЕЦИФИКА

Срубы и столбовые конструкции
Надо прочувствовать две основных несущих конструкции: срубную и столбовую. Видеть их особенности в разных органах (частях) сотворяемого сооружения: подклет отличается от стен основного объёма, основной объём отличается от сеней и прирубов, самцово-слежная крыша — вообще особая песня; столбовые крыльца, столбовые дворы, столбовые башни (сторожевые, звонницы), — всё это и работает и возводится по-особенному, не только конструктивно и функционально, главное — символически.

Крыша и кровля
В отличие, к примеру, от псевдорусского стиля конца XIX века, где высокие декоративные крыши играют наряду с резными наличниками важнейшую роль формирования образа фасада, мы склонны заведомо иначе решать завершения наших сооружений. Пологая широкая кровля с большими выносами вперёд и в стороны — такое народное завершение лаконично и скупо монументально. При удлинении выноса кровли под коньком (этому приёму теперь последовали многие) появляется элемент полёта, динамики, что вполне соответствует «воздушной сфере». Такие кровли эффектны, и законно поддерживаются большими выносами-консолями или кронштейнами.
В настоящее время мы пошли в сторону овладения двумя другими, можно сказать, противоположными решениями. Первое — это совершенно пологая, плоская, едва-скатная кровля, примеров для которой в истории и географии немало. Второе основывается на сложных завершениях храмов и теремов Руси, на выпуклых крышах крестьянских домов в некоторых районах Севера. Специфическая криволинейность таких завершений, выпукло-вогнутая линия силуэта — основа для новых вдумчивых поисков.

Окна
Окна — световые проёмы в наружных стенах. С этой функцией связаны все их многочисленные особенности.
Акцентируя уникальность каждого отдельного места расположения (на фасаде и в интерьере), мы приходим к уникальным (разным, неповторяющимся) решениям; делая упор на световом ритме интерьера, — сближаем их по размерам, пропорциям, образу, располагаем в ряд.
Размер косящатого обрамления не зависит от размера окна, если не сказать, что подчас обратно зависит: крошечный проём в мощном обрамлении даёт могучий эффект.
Перво-окно — это дверь, а второ-окно — это горизонтальная щель между брёвнами. Отсюда наше стремление загоризонталить световой проём.
Светотени контрастно ложатся на внутренние поверхности косяка-обрамления, — поэтому фактурная тёска, глубокая порезка, гранёность, скруглённость — особенно уместны.
Оконная рама в косяке или прямо врезанная в сруб, окно одинарное, двойное, тройное, окно в косяке с дверью, горизонтальный подоконник или с откосом, — возможных решений световых проёмов — великое множество.
Важно твёрдо знать, что помещение не должно быть равносветлым. Низ светлый, верх затемнённый — вот основное правило, конечно не без исключений.

Двери
Двери, конечно же должны быть ниже и шире, ниже и уже, выше и шире — стандартных (2000×800 мм). Полотнища — шпончатые и филёнчатые (по образу приближенные к шпончатым) — конструктивно сдержаны, лаконичны. Косяки-обрамления — раскованнее, смелее, забористее, но всё же обычно проще оконных. Внутренний дверной проём не световой, а пространственный, значение его несколько ниже. По той же причине ко входу-порталу — удвоенное внимание.

Воронцы
В русской избе воронцы — полки идущие по периметру стен, а так же разделяющие избу на символико-функциональные куты. Значение их столь велико, что архаико-модерн практически не может их проигнорировать.
Воронцы затемняют верх помещения и слегка прикрывают стену над ними. Оба факта очень важны. Светлый, вещественный, ясный низ и таинственный метафизический Верх — привычный поворот традиционной мысли. Мы созерцаем Верх не абсолютно чётко, не однозначно.

Потолки
Потолки — небесная сфера. Их удалённость, недостижимость, значительность — требуют особого подхода к осуществлению. Строгость и простота, некоторая усложнённость и строгость, — подходящие характеристики для разного рода потолков.
Потолочных балок (матиц) не должно быть много (не более трёх), их расположение и направление задаётся с учётом сторон света и зонирования помещения.

Тонировки
То, что в древности очень многое раскрашивали — не секрет. Подчас именно в результате такого раскрашивания вещь обретала черты, настроение, душу…
Мы применяем два основных подхода к тонировке:
1. Акцентирование — сложносоставного изделия, одного элемента, граней элемента, общей для нескольких элементов формы. Т.о. можно раздробить единое и слить составное.
2. Акцентирование естественной светотени. При этом освещённые части делаются светлыми, а теневые — затемняются.
Тонировку надо применять аккуратно, подчас лучше «не дожать»…

Детали
Обыграть деталь — наша слабость. Мы забываемся, работая с одной вещью, наделяем её подчас лишними чертами, подробностями, послойно углубляя смысловой массив. В то же время в этом проявляется сугубая индивидуальность детали, личность её мастера, сущность неповторимой ручной работы.

Мебель
При проектировании и исполнении мебели меньше всего надо думать о ней в привычном смысле.
Горные пики, пещеры, пласты горных пород, сейды…
Древа, престолы, космогония…
Амбары, храмы, колесницы…
Выпуклости, вогнутости, объёмности…
Вот — подходящие первоисточники мысли. Конечно, пригодность для использования не на последнем месте. В результате вещи могут оказаться вполне адекватны обыденности.
…Интерьер создаётся стенами, потолками, оконными и дверными проёмами и, конечно, — мебелью, светильниками. Всё это должно правдиво взаимодействовать, постепенно раскрываться, — как опушка, как лесная поляна…  

Автор: Соколов Д. А. творческое объединение «Новое Старое»